Среда, 27.11.2024, 12:50
//mebar.at.ua/
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Block title
Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
GOLD LINE
Get Adobe Flash player
КНОПКИ



qwinto
Ремонт квартир частные мастера фото ремонта
workzilla
www.workzilla.ru
Your Earthball
теги
дизайн интерьеров материал Мебель отделка проект формы цвет
ОсобыеДрузьяСайта

Бесплатное продвижение сайтов в поисковых системах

POLLC_5
Укажите путь, каким Вы попали на сайт
Всего ответов: 14
Поиск
сайт на Ucoz урок1
элевит1
элевит3
Процветание!!!
деньги!!!
fdm
поделиться
 MEБАР — мебель, ставшая архитектурой




MEБАР — мебель, ставшая архитектурой

Это Настоящий МЕБАР, Культовый и Исконный… всё остальное, что встретится в сети, либо производные, либо аббревиатуры либо просто «однофамильцы». 

 

Что вы делаете в моей квартире?

   Лучше скажите: как вы очутились в моей квартире?

  Но это моя, а не ваша квартира! Не верите? Если хотите, я могу с закрытыми глазами подробно рассказать, что и как в ней расположено.

   И все же эта квартира моя. Видите, и мебель моя.

Примерно такой диалог происходит между героями веселого телевизионного фильма «С легким паром». Волею судеб, а точнее, авторов фильма, житель одной из новостроек Москвы оказывается в Ленинграде, в точно таком же районе, в точно таком же доме, а войдя в чужую квартиру, да еще под хмельком, долго не может обнаружить свою ошибку потому, что не только планировка квартиры, но и мебель в ней абсолютно не отличается от планировки и мебели его собственного жилища. Конечно, создатели фильма, а тем более кинокомедии имеют полное право на некоторое преувеличение. Не беремся судить, насколько жизненны характеры героев и их поступки, но что касается стандартизации массового, жилого интерьера, то можем со всей ответственностью подтвердить, что изображенная в фильме картина весьма близка к реальной. Конечно, все мы прекрасно понимаем, что решение жилищной проблемы было невозможно без индустриализации жилищного строительства, сопровождающейся стандартизацией домов, широким применением типовых проектов. И все же будем самокритичными — далеко не все можно списать на специфику индустриального строительства. Вряд ли можно, скажем, оправдать тот факт, что квартиры в типовых жилых домах из кирпича с трудом можно отличить от квартир в домах крупнопанельных. И так ли уж обязательно делать все комнаты прямоугольными в том случае, если дом строится из монолитного железобетона — материала в принципе очень «пластичного»? Думается, что и крупнопанельное домостроение еще далеко не полностью использует свои возможности для создания жилища разнообразного и пластически выразительного. Но не только архитекторы формируют интерьер жилища, существенная роль в этом деле принадлежит проектировщикам мебели. Ведь соответствующей мебелью можно даже типовой квартире придать индивидуальный облик, а можно и, наоборот, усугубить ощущение безликой стандартности. К сожалению, в производстве массовой мебели картина, как две капли воды, похожа на массовое жилищное строительство, а в качестве оправдания однообразно - коробочного характера шкафов, сервантов, мебельных «стенок» опять же используют спасительные ссылки на жесткие требования индустриального мебельного производства. Однако, думается, индустриальное производство и мебели и жилых домов создает проектировщикам не только трудности, но и открывает новые возможности, так что и художникам-мебельщикам и архитекторам есть над чем поработать, чтобы внести большее разнообразие в жилище. Причем в определенном смысле мебельщики могут сделать больше, чем архитекторы. Жилые дома живут многие десятилетия, поэтому основная часть существующего    жилого     фонда еще долгие годы будет состоять из знакомых нам стандартизированных квартир. Напротив, срок службы мебели намного короче, и можно ожидать, что через 10—20 лет во многих квартирах будет стоять не та мебель, что сегодня. Вот почему уже сейчас необходимо начать разработки принципиально новых видов бытовой мебели, которая в значительной степени индивидуализирует стандартные квартиры.


Жилая комната, оборудованная МЕБАРом. Экспонат III Всесоюзного конкурса бытовой мебели    (1974   г.).


Как известно, назначение мебели не только в том, чтобы наилучшим образом разместить в ней различные бытовые предметы. Она еще и существенный элемент жилого интерьера, во многом определяющий облик помещения, а иногда и значительно изменяющий форму комнаты. Отделка привычной нам передвижной мебели как в виде отдельных шкафов, так и мебельных «стенок» обычно заметно отличается от отделки стен и потолка. Поэтому как бы мы ни располагали мебель в комнате, всегда зрительными границами помещения, образующими его форму, останутся стены и потолок. В результате подавляющее большинство жилых комнат выглядит одинаковыми прямоугольными коробками. Положение несколько изменяется, если в комнате имеются встроенные шкафы, поверхности которых отделаны тем же материалом, что и стены, например, обоями такого же рисунка. С их помощью можно усложнить форму помещения, особенно если учесть, что встроенные шкафы совсем не обязательно должны быть прямоугольными в плане. Однако недостатком встроенных шкафов является относительная незыблемость их формы, ее трудно изменить, а следовательно, трудно изменить и форму всего помещения. Следующим шагом в конструировании мебели должно, по-видимому, стать создание некой мебельно-архитектурной системы, в которой мебель превращается в часть архитектуры и с помощью которой можно легко и разнообразно изменять форму помещений. Таким путем, как представляется, удастся решить проблему индивидуализации уже построенных миллионов квадратных метров стандартного жилья. Именно эта идея легла в основу мебельно-архитектурной системы МЕБАР, разработанной авторами этой статьи к III Всесоюзному конкурсу бытовой мебели, проведенному в 1974 году. (Натурный образец был выполнен на Московском мебельном комбинате № 3, конструктивная разработка инженера А. Блехмана.) Уже само название составленное из начальных частей слов «мебель» и «архитектура», подчеркивает, что мебель и архитектура тесно сливаются друг с другом, образуя своего рода гибрид. Система МЕБАР ставит своей целью превратить мебель в такое устройство, которое могло бы изменить облик комнат-коробок и, что самое главное, позволяло бы жильцам самим без особых усилий время от времени обновлять форму жилых комнат по своему желанию. В принципе МЕБАР напоминает конструкцию врезного кармана в одежде — внутрь помещения как бы вкладывается гибкая оболочка, образующая дополнительные стены и потолок. А для того, чтобы образовать емкость, нужно эту оболочку в соответствующих местах оттянуть от стен и потолка помещения. Образовавшееся в результате пространство между оболочкой и строительными конструкциями используется для размещения всех тех вещей, что обычно кладут  или вешают в шкафы. Конкретное конструктивное воплощение оболочки в большой степени определяется свойствами того материале, из которого эта оболочка будет выполнена. Нам кажется, что очень интересные композиционно-пластические возможности дало бы использование для этой цели пластмасс и особенно эластичных материалов типа пленок и тканей. 


Форма прямоугольной спальни становится более сложной и интересной за счет размещения элементов МЕБАРа в углах комнаты.

Однако, желая подчеркнуть, что МЕБАР отнюдь не фантастический проект оборудования жилища будущего, а предназначен для улучшения интерьеров современных квартир, при разработке конкурсного натурного образца решено было максимально учесть требования производства современных мебельных предприятий. В результате получилась конструкция, состоящая из набора комплектов, каждое из которых представляет собой несколько щитов, шарнирно соединенных между собой петлями. Имеется несколько типов комплектов, отличающихся между собой размерами щитов. В сложенном виде комплект упаковывается в небольшую плоскую коробку, без труда умещающуюся в салоне (в крайнем случае на крыше) легкового автомобиля.      Таким      образом. предполагается, что покупатель будет приобретать не громоздкий мебельный гарнитур, в котором форма и габариты изделий заранее установлены и неизменны, а нужное количество сложенных в коробки щитов в зависимости от конкретных особенностей имеющейся у него квартиры, а также от выбранной им композиции интерьера. Монтаж элементов МЕБАРа в квартире осуществляется с помощью специальных деревянных или металлических реек, прикрепленных к стенам и потолку. Возможен также вариант, при котором вместо реек в стенах и потолке просверливают отверстия, в которые утапливают специальные крепежные детали. Этот способ, хотя и более сложен в исполнении, позволяет получить гладкие, без выступающих элементов поверхности. Как уже говорилось, конструкция системы позволяет потребителю изменять композиционно - пластическое решение помещения, а также легко демонтировать элементы при переезде на другое место жительства. Благодаря своей универсальности МЕБАР может быть использован в разных комнатах квартиры — общей, спальне, детской, кабинете, прихожей, может быть легко приспособлен к потребностям семьи, обусловленным ее составом, профессиональной принадлежностью и другими причинами, легко вписывается в помещение любой конфигурации, с любым расположением оконных и дверных проемов. Так что, как конкретно будет выглядеть интерьер, оборудованный МЕБАРом, в основном зависит от желания и фантазии потребителя. Он может использовать для размещения его элементов одну, две и более стен комнаты, а также потолок. Таким образом, жилой интерьер превращается и своеобразную скульптуру», творимую и периодически видоизменяемую самими жильцами. Потребителю дается нечто вроде детского конструктора, увеличенного   во   много   раз, и   предлагается проявить собственную фантазию. Конечно, не всякий способен самостоятельно придумать нечто интересное. Поэтому в качестве примеров здесь приведено несколько композиционных идей, которые помогли бы представить возможности МЕБАРа. Хочется подчеркнуть, что все без исключения разработки выполнены применительно к относительно небольшим по площади комнатам современных типовых квартир с высотой помещений от пола до потолка 2,5 метра. Вариант МЕБАРа, демонстрировавшийся на мебельном конкурсе (см. фото на 8-й стр. цветной вкладки), создавал, по мнению многих посетителей, образ дачной мансарды. По своему назначению это была скорее всего комната однокомнатной квартиры, поскольку здесь предусмотрены емкости    практически    для любых бытовых вещей. Правда, некоторых смущало то, что не только книги, но и белье и одежда размещались полуоткрыто. Выбор такого решения объясняется тем, что теперь все чаще хранят белье, одежду и другие предметы обихода в пластиковых пакетах и мешках (часто именно в тех, е которых они были упакованы в магазине). В результате получается, что одна и та же вещь оказывается упакованной дважды — в пакете и в закрытом шкафу. Подобное дублирование упаковки в большинстве случаев излишне. 


Композиция МЕБАРа над обеденным столом, сочетающая в себе функции мебели и осветительного прибора.

Что же касается эстетических соображений, то если мы несколько улучшим внешний вид подобных пакетов, сделаем их более красочными и нарядными, отпадает желание непременно прятать их в закрытые емкости. Однако поскольку у многих еще существует «психологический барьер» перед идеей полуоткрытого хранения, вполне допустим вариант, при котором боковые части емкостей    закрывают     эластичными экранами из тканей и пленок на кнопках и «молниях». Еще одна специфическая особенность МЕБАРа — хранение большого числа вещей в подвешенном состоянии (наряду, конечно, и с традиционным способом — стопкой на полке). Напомним, что в свое время даже верхняя одежда хранилась в лежачем положении — штабелем в сундуках и ларях. Однако со временем перешли на более удобный способ — ее стали вешать на плечики. Количество бытовых предметов, хранимых в висячем положении, может быть довольно большим. 


Композиция, напоминающая комнату с лепным карнизом. На цветных панелях стен кабинета можно мелками делать наброски чертежей, записывать пришедшую сию минуту мысль, заметки-напоминания о неотложных    делах.

Помимо одежды, это могут быть сорочки, белье, обувь, часть посуды — доступ для выбора нужной вещи становится гораздо удобнее. Конкурсный образец демонстрировал идею МЕБАРа, так сказать, «в чистом виде» — сначала на двух противоположных стенах и потолке элементы монтировались плоскостями, прилегающими к строительным конструкциям, в результате  чего  получились три гладкие, без просветов поверхности. Затем некоторые элементы были трансформированы в емкости, а другие так и остались плоскими. Таким образом, одна часть МЕБАРа стала мебелью, а другая — облицовкой стены. Такой прием особенно подходит для небольших по площади помещений, таких, как прихожая, где особенно важно сохранить ощущение зрительного единства стен и мебели. Кроме того, разместить в прихожей традиционные шкафы вообще удается редко, так как зачастую в это крохотное помещение открываются две, а то и больше дверей. Если из имеющегося количества элементов МЕБАРа желательно получить максимальный объем емкостей, можно эти элементы монтировать па стене не в виде сплошной поверхности, а полосами, как это показано на рисунке внизу, где практически все элементы выполняют функцию мебели. Как видим из рисунка, самая обыкновенная комната может с помощью МЕБАРа приобрести облик, вызывающий ассоциации с «космическими» интерьерами, с образами жилища будущего. Вполне вероятно, найдутся люди, желающие жить и работать (а эта комната — домашний кабинет) в обстановке именно такого психологического климата. Другие предпочтут домашний кабинет совсем иного характера — черпающий свои образы не в будущем, а в прошлом. И такое желание может быть удовлетворено. На фото стр. 98 показан кабинет, композиционное построение которого отталкивается от образа лепного карниза. Надо сказать, что, безжалостно изгнав в свое время из архитектуры эту деталь как «излишество», мы не нашли равноценного ему приема зрительного перехода стены в потолок. В приведенном варианте лицевые поверхности МЕБАРа оклеены обоями, цвет и рисунок которых подчеркивает образное сходство с лепными архитектурными деталями. Таким образом, в помещениях  одного и   того   же назначения создаются совершенно непохожие интерьеры. Да и все ли домашние кабинеты действительно одинаковы по назначению? 


Монотонность стены длинного коридора ослабляется благодаря использованию ряда декоративных элементов, форма и отделка которых отдаленно напоминают старинные   канделябры.

Сейчас бытует (даже среди мебельщиков) представление, что кабинет — это просто комната с письменным столом и обилием книжных шкафов. Не подвергая сомнению разумность подобного типа кабинетов (кстати, на рисунке стр. 100 показан именно такой принцип оборудования), все же заметим, что возможны и иные варианты. По роду деятельности человек может в своем кабинете не столько читать книги и что-либо писать, сколько чертить или рисовать. Поэтому для него может оказаться более удобным сделать так, как показано на фотографии (стр. 98),— поднять книжные полки повыше, а освободившиеся поверхности стен облицевать материалом, на котором можно рисовать или чертить, а в других местах оставить место для листов чертежей, которые, кстати, хранятся в рулонах тут же под рукой — в пространстве под книгами. Приведенными примерами, конечно же, не исчерпываются возможные решения интерьера кабинета. Можно сделать как раз наоборот: интерьер, ориентированный на работу с книгами, в «архаическом» духе, а кабинет со стенами для черчения и рисования— в «космическом», а можно и придумать что-то непохожее и на тот и на другой. Надо лишь постараться избавиться от инерции мышления, а также от желания делать обязательно, «как у других». 


МЕБАР в прихожей позволяет образовать нужное количество емкостей, не загромождая при этом маленькое помещение.

При выборе композиции в одних случаях могут доминировать соображения удобства, а в других — чисто эстетические. Так, в некоторых квартирах имеются довольно длинные коридоры, которые неудобными не назовешь, но и радующими глаз тоже. Для этих случаев можем предложить решение МЕБАРа, диктуемое декоративными задачами и навеянное образами анфилады старинных залов   с канделябрами, бра  и другими деталями интерьера. 


Прямоугольная комната зрительно воспринимается, как помещение с криволинейными стенами, создавая «космический» образ.

Надо сказать, что лучшие интерьеры прошлого демонстрируют хорошие образцы органичного сочетания осветительных приборов с архитектурой помещения. В общественных зданиях и сейчас есть немало примеров использования чисто архитектурных деталей — подвесных потолков, различных экранов и декоративных элементов для размещения в них (или за ними) источников света. Однако в жилище подобные приемы сейчас практически не встречаются. В эту проблему МЕБАР также может внести некоторый вклад. На цветной вкладке показана композиция из элементов, подвешенных к потолку таким образом, что в центре образуется нечто вроде люстры, в которой можно разместить лампу (соблюдая, разумеется, меры противопожарной безопасности). 


Отделка поверхностей цветочным орнаментом объединяет плоские и выступающие элементы, придает художественное единство интерьеру   спальни.

Форма прямоугольной в плане комнаты будет сильно изменена, если мебель расположить в углах. Не случайно, что до сих пор можно видеть, как в угол ставят трельяж или даже шкаф, причем ставят наискосок. Однако традиционной мебелью угол занять обычно трудно, так как почти всегда за ней образуется неиспользуемое и труд- недоступное пространство. На вкладке показан интерьер спальни, в котором углы оборудованы МЕБАРом таким образом, что образуются легко доступные емкости для белья, и книг, и для одежды, причем пустующих пространств абсолютно нет. Впечатление перемены конфигурации помещения усиливается тем, что элементы МЕБАРа отделаны так же, как и поверхности стен, а угловые части стен отделаны нарочито по-другому. В заключение несколько слов о том, как практически можно оборудовать квартиру изделиями МЕБАРа. Готовыми их купить пока негде, так как проектные мебельные организации и фабрики их не разрабатывают и не изготовляют. Так что желающим придется обратиться в мастерские по производству нестандартной мебели по заказам населения. Можно пойти и самодеятельным путем, благо что сделать элементы МЕБАРа несравненно проще и легче, чем изготовить самый примитивный шкаф.

 Архитекторы И.  ЛУЧКОВА и А. СИКАЧЕВ ЦНИИЭП  жилища, Москва.

Наука и жизнь, №8, 1976







E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz